Лофт-кварталы Москвы стали модной историей среди креативного класса столицы. На территории бывших промзон, основой лофт-кварталов, сегодня строится 25% всех новостроек Москвы. Но модный тренд появился не сразу и был годами подготовлен нестандартно мыслящими архитекторами, дизайнерами, предпринимателями.
Бизнесмен Александр Клячин внес особый вклад в развитие стиля лофт.
Индустриальная память Москвы
Москва развивалась, как индустриальный город, и на протяжении многих лет застраивалась промышленными объектами. Промзона опоясывала столицу в границах третьего транспортного кольца и МЦД. Первым пытался освободить столицу от заводских построек Никита Хрущев. Но при нем было закрыто лишь два предприятия:
- соседствующий с домами чиновников на Можайском шоссе химический завод (в наше время — район Кутузовского проспекта);
- плодовоовощная фабрика на Смоленской площади.
Во времена Леонида Брежнева, промышленность, наоборот, пошла в наступление на границы Москвы. На всю мощь работали автозаводы ЗИЛ и «Москвич», загрязняя экологию и захватывая городские пространства.
С распадом Советского Союза былая индустриальная мощь стала разрушаться, разворовываться и захламлять большие территории вокруг.
Срочно потребовались идеи и проекты редевелопмента, и они не заставили себя долго ждать.
Уже в 1992 году на месте каменоломни на Пресне появился первый проект «Москвы-сити».
Первым начал продвигать идею создания лофт-кварталов предприниматель Александр Клячин, который управлял в то время бывшей шелкопрядильной фабрикой «Красная роза» в Хамовниках.
Со времен ее первого владельца Клавдия Жиро остались нетронутыми массивные стены из красного кирпича, которые были возведены еще в 1875 году. В них были установлены большие панорамные окна — света требовалось много. В цехах трудились около полутора тысяч работниц-революционерок (они настояли дать фабрике имя Розы Люксембург). Здесь было установлено 1700 станков, на которых изготавливали лучшие в Российской империи шелка. Во время Великой Отечественной войны фабрика выпускала для фронта парашютные ткани. Но к началу 90-х годов XX века комбинат был перенесен в Наро-Фоминск. А в бывшие ткацкие цеха поселилась новая культурная жизнь.
Александр Клячин — инициатор и идеолог лофт-проектов
Александр Клячин в 2003 году обратился со своими идеями к специалистам архитектурного бюро «Рождественка». Он предложил отреставрировать комплекс Красная роза» — это несколько исторических зданий из красного кирпича, построенных на рубеже XIX и XX веков. Наринэ Тютчева, руководитель «Рождественки» рассказала, что они договорились с заказчиком не красить и не штукатурить фасады, сберегая первоначальную историческую ценность зданий.
Архитекторы настолько качественно справились с реставрацией, что сразу же новые площади приглядела легендарная галерея Artplay, самый известный на сегодня креативный кластер столицы. Здесь были размещены мастерские, офисы и кафе.
Чуть позже Forbes включил «Красную розу» в тройку самых эффективных проектов нулевых годов. А творческие люди быстро подхватили новый тренд в архитектуре — сочетание бережного отношения к исторической архитектуре с применением современных технологий инженерной инфраструктуры.
Квартал «Красная роза» и его обитатели
На сегодняшний день деловой квартал «Красная роза» расширен до 11 зданий. Здесь трудятся более 6500 человек. Каждый из корпусов назван по имени выдающихся исторических личностей, меценатов дореволюционной России:
- Жиро;
- Всеволожские;
- Савин;
- Морозов;
- Демидов;
- Мамонтов;
- Строганов;
- Третьяков;
- Рябушинский.
Якорным арендатором с 2010 года является компания «Яндекс», здесь располагается ее штаб-квартира.
Даниловская мануфактура
Одним из знаковых проектов Александра Клячина после «Розы» стало обустройство Даниловской мануфактуры на Москва-реке. Эта текстильная фабрика была построена в 1867 году успешным коммерсантом Василием Мещериным. Он создал товарищество и нарастил объем его капитала до 2 млн. рубл.
В сети фабричных магазинов продавали собственную продукцию. В Китай-городе был открыт торговый центр «Мещеринское подворье», здесь же были построены гостиница, склады и несколько текстильных магазинов.
Для своих работников владелец открыл больницу, родильный дом, ясли, построил жилье. Питались рабочие в заводских столовых, а хлеб для них выпекали собственные пекарни.
Вероятно, для Александра Клячина история Мещерина стала примером. Предприниматель восстановил бывшие жилые помещения работников мануфактуры, переоборудовав их в офисы большого интеллектуального кластера. Сегодня их арендуют редакционные коллективы Рамблера, «Централ Партнершип», корпорации «Проф-Медиа». На территории открыта гостиница Azimut Hotels, медицинские центры, модные рестораны и кафе. Часть помещений было преобразовано в лофт-апартаменты.
В 2009 году проект реновации Даниловской мануфактуры получил всемирного «оскара» в сфере недвижимости — FIABCI World Prix d’Excellence.
Как и в «Красной розе», часть зданий мини-города названы в честь известных исторических личностей — в данном случае, в честь предпринимателей, создававших Даниловскую мануфактуру:
- Кноп;
- Солдатенко;
- Мещерин.
Небольшим зданиям дали названия выпускавшихся на фабрике тканей:
- батистовый;
- ситцевый и др.
Александр Подусков, директор департамента девелопмента KR Properties, рассказывает, что инженерные системы зданий были обустроены по современным технологиям. А сами здания росли и перестраивались в зависимости от бизнес-интересов их арендаторов. Например, в первом здании «Гастелло» все 7 тыс. кв. м площадей были ориентированы на интересы арендатора — компанию «Проф-Медиа».
Кадашевские палаты
По заказу инвестора Александра Клячина компания KR Properties реализовала еще один проект — элитный комплекс лофт-апартаментов в 3-ем Кадашевском переулке. Здание было построено в Замоскворечье в начале XIX века по проекту модного московского архитектора Адольфа Эрихсона. Оно было занесено в градостроительный план Москвы 1752 года. Каменное здание выдержало пожар 1812 года и уцелело.
До начала XX века в нем располагались то палаты, то доходные дома. В 1905 году здесь оборудовали фабрику. Она проработала до перестройки 90-х годов и закрылась. Но в здании остались старые стены с высокими потолками, французскими окнами. Архитектурное бюро разработало дизайн отделки, по максимуму использовав классические материалы: мореное дерево, кирпич, бронзу. Интерьер был украшен каминами, люками, клише и другими историческими элементами.
Четверть века назад Александр Клячин впервые познакомил Москву с лофт-стилем, а позже перевернул отношение неискушенного москвича к полуразрушенным старым промышленным зданиям. Сегодня девелоперы активно конкурируют за доступ к незадействованным бывшим заводским площадям в Москве, чтобы удовлетворить взрыв спроса на лофт-проекты у искушенных арендаторов и покупателей.