ТЕХНОЛОГИИ

Эксперт ЛАНИТ рассказал, как обеспечить машиностроительные предприятия ИТ-специалистами

29 декабря 2022

На протяжении долгого времени в России существует проблема подготовки инженерных и ИТ-кадров для машиностроительных предприятий. Острый дефицит квалифицированных специалистов отмечается в крупных промышленных городах таких, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург и др. Этим объясняется большая востребованность специалистов, имеющих достаточные компетенции для разработки и внедрения цифровых решений.

Крупные машиностроительные холдинги нацелены на непрерывное повышение уровня использования современных передовых технологий на производстве, из-за чего зачастую наблюдается несоответствие профессиональных возможностей молодых специалистов и потребностей отрасли.

Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ, обращает внимание на то, что большой вклад в решение данной проблемы могут внести крупные ИТ-компании, предлагая студентам программы обучения цифровым методикам проектирования и производства.

Департамент цифровой трансформации ЛАНИТ разработал несколько форм передачи знаний и опыта. Первая, классическая форма  — это ряд академических программ для вузов, которые были созданы специалистами ЛАНИТ с учетом запросов университетов и их отраслевой специфики. Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 существует отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), моделирующий работу конструкторского бюро. Академическая программа входит в учебный план кафедры и является обязательной. Она основана на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования, обучающем студентов технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем. Александр Романов добавил, что компания подбирает реальные примеры для каждого вуза: кейсы разработки изделий для авиационного двигателестроения, железнодорожной техники, автомобилестроения, курсы общего машиностроения на примере редуктора.

Ядро подхода – единый, полностью цифровой макет изделия, процесс создания которого включает несколько этапов. Для сокращения цикла разработки методологией предусмотрено параллельное проектирование, которое предполагает совместную работу конструктора, технолога и остальных пользователей непосредственно внутри системы. Так, утверждает Александр Романов, общая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования дает возможность значительно снизить число ошибок и на этапе проектирования, и при производстве, и эксплуатации изделий. В ходе обучения студенты узнают о назначении каждой операции и наблюдают путь ее реализации в системе.

Вторая форма обучения – проектная. Она максимально повторяет настоящий производственный процесс и ближе всего подводит студентов к работе в реальном конструкторском бюро.  Один из самых ярких примеров  —  проект Formula SAE. Это международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”. В 2012 году в число участников вошла команда МГТУ им. Н.Э. Баумана — Bauman Racing Team. Во время проектирования и создания гоночного болида участникам удалось пройти весь цикл изготовления изделия. Александр Романов отметил, что подобные проекты необходимы для отработки методологии компании, в частности, для оценки эффективности применения методов, отлаженных для больших предприятий, в работе маленьких проектных бюро.

“За время работы удалось полностью перейти к использованию единой PLM- системы, внедрить подходы проектирования “сверху-вниз”, благодаря этому информация об изделии стала актуальной, достоверной, непротиворечивой. Сейчас ребята сильно увлеклись моделированием движения автомобиля. Команда действительно сильная, в этом году она заняла первые места в различных номинациях”, — рассказал эксперт.

В качестве еще одного примера Александр Романов привел проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий, в котором приняли участие учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ как носители методологии и поставщики решений, а также сотрудники предприятия, в качестве наставников.

Менее чем за два года студенты провели полную оцифровку двух сложных и крупных изделий, а также исправили ошибки в документах. Александр Романов отметил, что использование методологии, в частности, позволяет определить те чертежи, которые не отражают реальный процесс изготовления деталей. “Необходимо постоянно учитывать, что взаимодействие со студентами заметно отличается от работы с конструкторами предприятий – заказчиков. И темпы работы иные, и информацию надо доносить иначе”, — уверен эксперт.

В настоящий момент ключевой задачей ЛАНИТ является накопление опыта поддержки инженерного образования и дальнейшее масштабирование обучения. С целью распространения подходов компании в различных вузах ЛАНИТ  плотно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — объяснил Александр Романов.

В ближайших планах ЛАНИТ реализация совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по разработке специализированного устройства для нового поезда.

Также  компания сотрудничает с  Уральским федеральным университетом (Екатеринбург), на базе которого будет создана передовая инженерная школа. “Здесь тоже важна наша экспертиза в PLM и опыт отработки навыков на практике”, — заключил Александр Романов.

Совместная деятельность с предприятиями очень важна. Государство содействует этому процессу, создавая необходимые инструменты. Так, уточнил эксперт, важным шагом стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого, совместно с высокотехнологичными компаниями, реализуется программа развития передовых инженерных школ, направленная на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений. “Мы надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать созданию новых образовательных площадок, где мы сможем передавать накопленные знания и экспертизу”, — резюмировал Александр Романов.