ЭКОНОМИКА

Кибербуллинг по русски: гоп-стоп в интернете и беспредел владельцев сайтов

20 сентября 2021

Все чаще бизнес становится жертвой «черного маркетинга». Игроки на рынке готовы платить за клеветнические отзывы в адрес своих конкурентов. В последние годы стали активно множиться площадки, на которых пользователи могут оставлять негативные отзывы о той или компании. 

В основном «черный маркетинг» направлен против онлайн-магазинов, а также средних компаний, которые работают в таких сферах, как обучение, недвижимость, финансы. Они генерируют серьезные денежные потоки, что превращает их в очевидную мишень, но одновременно у них нет, в отличие от большого бизнеса, больших административных возможностей и штата подкованных юристов.

В итоге интернет наполняется отзывами, в основе которых лежит только поставленная кем-то задача, а пишут их люди, слабо или совсем не представляющие, о чем они пишут. Площадки для публикации отзывов зарабатывают на негативе солидные деньги. Известный маркетолог, блогер и сооснователь рекламного агентства AMP Михаил Фадеев приводит статистику своего агентства: на долю позитивных потребительских отзывов в общем рекламном бюджете (20-50 млн в год) приходится порядка 10-15%.

Впрочем, отечественный рынок – не единственный в мире, страдающий от коммерческого кибербуллинга. Во многих странах возможностей для защиты от сетевого гоп-стопа существует гораздо больше.

Очевидно, что российские компании, которым угрожают коммерческой травлей в Сети ради получения наживы, нуждаются в эффективных средствах юридической защиты. Помощь в этом обязано оказать государство. На сегодняшний день таких средств катастрофически не хватает, поэтому ничто не мешает росту бизнеса на негативных отзывах.

По мнению Фадеева, создать механизм регулирования данного сегмента необходимо было «еще вчера». Площадки, которым не все равно, что будет с их репутацией, стараются расставлять все больше препятствий для малоадекватных пользователей или откровенно проплаченных «троллей» – человек должен привязать свой аккаунт к соцсетям, номеру мобильного телефона, а также прикрепить чеки и фотодоказательства. Впрочем, варианты обхода всех этих ухищрений существуют. Одним из подходов для решения проблемы могло бы, считает Фадеев, стать появление сервиса, привязывающего аккаунты к «Госуслугам» (его создание анонсировали в прошлом году). Прежде всего, такой механизм позволит идентифицировать пользователя, а также позволит решать проблемы конструктивно.