ОБЩЕСТВО

Ксения Мосунова: анализ генеалогического древа — уже давно принятая в мире практика

7 июля 2024

Ансестолог-родолог Ксения Мосунова о влиянии семьи на жизненные установки человека и о том, почему мы чаще стали задумываться о том, что получаем «в наследство» от предков

Психология за последние лет 10-15 достигла пика своего развития, появилось очень много ответвлений «работы с бессознательным». Вы, наравне с родологией, продвигайте новые для России направления, такие как ансестология. Можете объяснить, в чем его суть?

Ксения: Безусловно, то, что мы в ИСПИР (Институте современной психологии и родологии) изучаем и продвигаем ансестологию и психогенеалогию, можно пока обозначить как относительно «молодое» направление психоэмоциональной помощи конкретно в России. Но в Европе оно зародилось еще в 70-х годах прошлого столетия.

Само определение «ансестология» было создано Лолой Хоффман — так она объединила все возможные методы психологической работы с человеком через анализ его внутрисемейных отношений. Но, конечно, истоки данной интегральной (междисциплинарной) области уходят корнями в психоанализ Фрейда.

Есть ли у ансестологии связь с эзотерикой?

В своей работе я не опираюсь на «тайные знания» или эзотерику, хотя нередко сталкиваюсь с предубеждениями со стороны. Работа с психологическими установками человека, жизненными сценариями и паттернами — в этом нет ничего мистического.

Надеюсь, что скоро, благодаря своей работе и команды ИСПИР, а также наших партнеров-ансестологов из других страны, мы сможем повлиять на представления людей о работе с родом, как устоявшейся практике.

Как связаны родология и ансестология? Не одно ли это и то же?

Оба этих направления берут за основу внутрисемейные динамики, но в моем случае определение «родологии» используется именно как понятная этимология, близкая русскому человеку для восприятия. Тем более, что в своей сути оба этих направления изучают род как основу психоэмоционального благополучия человека. Здесь важно даже не само название, а те смыслы и миссия, которые в нем заложены.

Почему выбрали для себя такую непростую тему. Работа с родом — это очень смело? Почему не классический психоанализ, например?

Ксения: Думаю, что работа с Родом сама «выбрала» меня, на что во многом повлияла бабушка, Калабушкина Евгения Васильевна. Она была замечательными педагогом-историком, от которой я унаследовала любовь к преподаванию и семейной истории. В нашем родном Конобеево бабушка основала краеведческий музей (который мы продолжаем поддерживать и сохранять), а также оставила мне в наследство целый сундук с записями обо всех членах нашей семьи… Поэтому не могу сказать, что для меня это какое-то смелое решение, или что я иду наперекор каким-то столпам психологии… потому что анализ генеалогического древа — уже давно принятая в мире практика.

Вы упомянули среди основателей ансестологии Фрейда. Расскажите об этом подробнее?

Имя Зигмунда Фрейда — фактически нарицательное, когда мы говорим о бессознательных проявлениях человека, его психических реакциях, эмоциональной связи с родителями и т.д. Он также выделил личное бессознательное, в котором хранились подавленные воспоминания и эмоции, что для его времени было несомненным прорывом (подробнее ознакомиться с этим можно в его трактатах, таких как «Тотем и Табу», «Психоанализ сновидений»). Один из самых известных последователей Фрейда стал его коллега (а в дальнейшем и оппонентом) Карл Густав Юнг, который был не согласен с тем, что весь опыт человек перенимает только от родителей. Так он очертил границы и вывел коллективное бессознательное — пласт древнейших знаний, которые мы можем получить от мира. На «экваторе» личного и коллективного бессознательного находится родовое или со-бессознательное (Л.Сонди, А. А. Шутценбергер), когда за передачу наследственных сценариев отвечает не весь мир, а семья / род.

Не то чтобы сейчас было много информации об ансестологии, которую можно было бы найти в интернете. Каково вам, быть одной из первых в этом в России?

Ксения: К сожалению, в российских источниках, действительно, пока не так много информации… Что уж говорить, если у нас к психологии отношение изменилось только несколько десятилетий назад. За рубежом подход к ментальному здоровью всегда был более лояльный, поэтому именно оттуда к нам пришло так много направлений терапии, в которых может реализоваться специалист.

На сегодняшний день я являюсь первым и единственным представителем фонда психогенеалогии FUNDAPSI (существует с 2005 года). Его основатель, Тобиас Хольц, уже 50 лет в клинической практике, специализируется именно на трансгенерационных травмах. Он был учеником Анн Анселин Шутценбергер, которая основала психогенеалогию. Ее вклад в работу с людьми на основании анализа родовой системы неоценим и актуален и в наши дни. Также я поддерживаю контакты с исследователями рода в Латинской Америке, Африки, во Франции и других странах.

Безусловно, находиться в авангарде направления очень почетно, но главнее всего то, что я занимаюсь любимым делом, которое помогает тысячам людей!

Ваша книга «Зов Рода» произвела настоящий фурор — было продано более 15 тысяч экземпляров. С чем связан такой успех, и чем полезна книга читателю?

Ксения: В прошлом году в издательстве «АСТ» вышла моя первая книга «Зов Рода. Как наши предки влияют на судьбу» и, к моему большому удивлению, имела большой успех. Это показывает, как темы семьи и родства снова становятся популярными в нашей стране, что люди ищут в этом решение каких-то проблем, которые их беспокоят. Книга расскажет о том, как устроена родовая система, что такое родовое бессознательное, какие существуют внутрисемейные «законы» и многое другое.

Придерживайтесь ли вы принципов родологии в собственной жизни?

Ксения: Т.к. я не только сама помогающий специалист, но лидер мнений в данном вопросе, то могу точно сказать, что мое дело — часть меня. И я активно это транслирую через свои социальные сети, которые открыты для всех. Принципы родологии базируются на том, что через работу с родом, человек может гармонизировать сферы своей жизни, а значит и могут попробовать стать счастливее. Я очень счастливый человек!