ОБЩЕСТВО

Ректоры вузов считают необходимым устранить ограничения в научно-образовательной сфере

24 марта 2022

21 марта в Министерстве науки и высшего образования России состоялась встреча с руководителями высших учебных заведений. В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков и председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Владимирович Кабышев. Главной темой обсуждения стала работа университетов в условиях новых вызовов.

В своем выступлении Сергей Владимирович Кабышев остановился на ключевых моментах по обеспечению научно-образовательного суверенитета страны:

  • в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», к основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относится воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. Сегодня, когда в отношении нашей страны развязана не только экономическая, но и информационно-психологическая и мировоззренческая война, следует задуматься над тем, насколько эффективно, последовательно и системно мы реализуем эти идеалы в образовательной политике и деятельности. В Государственную Думу поступают предложения о разработке стратегии развития российского студенчества в непосредственной связи с приоритетами и целями стратегии национальной безопасности. Ответственным за организацию и проведение соответствующего направления государственной политики предлагается предусмотреть Минобрнауки России.
  • Необходимость качественного аудита образовательных стандартов и программ. Можно только приветствовать создание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки РФ, одной из ключевых задач которого станет качественная экспертиза методического контента и учебной литературы. Но и другие гуманитарные сферы нуждаются в аудите. В частности, необходимо скорректировать действующие федеральные образовательные стандарты по специальности юриспруденция. Российскому конституционному праву как системообразующей отрасли национального правопорядка, показателю идентичности российского народа, должно быть возвращено подобающее его статусу учебно-дисциплинарное место.
  • Необходимость переоценки подходов к приоритетам национального развития в научно-образовательной сфере. Документы стратегического планирования должны быть четко увязаны с реализацией конкретных задач по обеспечению жизненно важных национальных интересов и потребностей общества и государства, а не достижением показателей в тех или иных международных рейтингах.
  • Устранение всех избыточных ограничений в научно-образовательной сфере. Ситуация беспрецедентного санкционного давления не должна служить оправданием так называемого бюджетного детерминизма в научно-образовательной сфере, когда во главу угла ставятся формальные критерии эффективности расходования бюджетных средств. Принципиально важно сейчас уйти от чрезмерной административной опеки и дать возможность всем креативным центрам, коллективам, группам реализовать свой потенциал во благо Родины. Так, 44-ФЗ стал тормозить науку. Приостановка его действия, хотя бы временная, станет важной и своевременной мерой по стимулированию научно-технического развития. Сейчас работаем над созданием комфортных и необременительных условий проведения государственных закупок для целей НИОКР.
  • Обеспечение наукометрического суверенитета России. Формирование национальной системы наукометрии – один из безусловных приоритетов научно-образовательной политики, который находится в сфере особого внимания Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию. В четверг в Государственной Думе состоится общественное обсуждение этой проблемы.
  • Особое внимание необходимо обратить на интеграцию вузов ДНР и ЛНР в образовательное пространство России. Важно проработать долгосрочную стратегию взаимодействия и при этом не забывать о текущих задачах. В этом вопросе мелочей быть не может. Ко мне поступила просьба об организации для донецких и луганских ребят посещения панорамы Сталинградской битвы и Мамаева Кургана как символа Победы. Обратился к руководству волгоградских вузов, которые согласились взять на себя шефство в проведении экскурсий.