ЭКОНОМИКА

Российский e-commerce превратился в элитарный круг избранных

2 октября 2025

Сфера онлайн-торговли в РФ демонстрирует парадоксальную картину. Новые проекты приветствуются, однако исключительно результативные. При этом даже самые перспективные стартапы не смогут достичь масштабов гигантских торговых площадок. Максимальная перспектива для них — приобретение крупными корпорациями.

Текущая ситуация в онлайн-ритейле

Количество ключевых участников e-commerce крайне ограничено — их легко пересчитать на пальцах, утверждает Евгений Новиков из компании «ТопФрейм». Прогнозы показывают впечатляющий рост: доля маркетплейсов к 2025 году составит 66%, а через четыре года в определенных сегментах приблизится к 80%. Объем индустрии может достичь 32 триллионов рублей.

Статистика 2024 года демонстрирует оборот розничных продаж через интернет-площадки свыше 4,8 трлн рублей. Минэкономразвития фиксирует трехкратное увеличение за последние три года. Росстат приводит данные о совокупной выручке 2,7 трлн рублей — четырехкратный рост за двухлетний период.

Евгений Новиков категоричен: «Начинающим предпринимателям бессмысленно входить в e-commerce как независимым операторам». Однако Руслан Зиганшин из «Авито» возражает против термина «монополизация». Он описывает противоположную тенденцию: небольшие компании быстро получают предложения о слиянии или покупке.

Логистические вызовы современности

Стоимость услуг на торговых платформах растет из-за удорожания доставки «последней мили» и межскладских перевозок. Складское хранение подорожало вдвое за год. Несмотря на 60 тысяч пунктов выдачи OZON и WB, логистические расходы не снижаются.

Скорость доставки становится критическим фактором конкурентоспособности, особенно в сегменте продуктов питания с проникновением всего 4%.

Компании используют два подхода к логистике. Первый — замкнутая система с полным контролем процесса. Дмитрий Хрущалев из ГК «Деловые Линии» выделяет преимущества: абсолютный контроль и оперативное реагирование. Второй вариант — аутсорсинг транспортных услуг партнерам.

«Если говорить об организации логистики своими силами, то такой способ подходит тому бизнесу, который имеет собственный автопарк и готов брать на себя издержки на его содержание и обновление, зарплаты водителям и механикам. Главное, необходим опыт работы, так как у направления есть своя специфика, где важно знать все тонкости», — рассуждает Хрущалев.

«Деловые Линии» предлагают комплексное решение: круглосуточную поддержку, страхование грузов и сроков, экспресс-доставку. Как отмечает Дмитрий Хрущалев, крупные корпорации выбирают гибридный подход: собственная перевозка между центрами и привлечение курьерских служб для финальной доставки.

Качественный контроль — залог успеха

Торговые площадки применяют строгие регламенты со штрафами за нарушения маркировки и процедур. Ключевой инструмент минимизации рисков — услуги сюрвейеров. Эти специалисты контролируют качество на всех этапах, проводят фото-видеофиксацию, что критически важно при спорных ситуациях.

Пример из практики «ТопФрейм» говорит о том, что контроль партии термокружек из Китая снизил брак до 1%, обеспечив успешную приемку с первого раза.

Участники рынка признают жесткую конкуренцию. Компании выявляют операционные неэффективности конкурентов. «Мегамаркет» покинул рынок именно по этой причине, а в конце 2024 года кардинально изменил бизнес-модель.

Руководитель методологии и процессов логистики «Авито» Руслан Зиганшин заявил, что «Авито» не планирует создание собственного маркетплейса, называя эту сферу «кровавым океаном».