Совсем новый морозильный траулер «Скорпион» завалился на бок в конце марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области, сообщает «Комсомольская правда». Пострадало не только судно, погибли два человека. Об этой аварии, похоже, уже забыли, а ведь она, как нож консервную банку, вскрыла проблемы сразу в двух отраслях — судостроительной и рыболовной.
«Скорпион» создавался по заказу мурманской ГК «ФЭСТ» по программе выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции. Это был первый их двух траулеров, строящихся на «Пелле» для мурманчан. И один из 53 судов, которых должны были построить в рамках этой программы по всей стране. Его заложили в 2017-м году, когда проект, собственно, и стартовал. Строили траулер с большой задержкой: спустить на воду «Скорпион» должны были ещё в прошлом году. Теперь он и вовсе, похоже, не выйдет в море. Заказчики отказались принимать траулер из-за опасений, что при аварии могло пострадать дорогостоящее оборудование, которое залила морская вода. Да и кто захочет ходить на судне, на котором ещё до официального спуска погибли люди. Моряки, как известно, народ крайне суеверный. А ГК «Фест», получившей пробоину ниже ватерлинии, предстоит поломать голову над тем, что делать дальше. Нет траулера, нет и квот на вылов рыбы, под которые и выделялись деньги на проектирование и строительство новых судов. Убытки колоссальные: ведь под строительство этих траулеров Альфа-Банк открыл мурманским рыбакам две кредитные линии общим объёмом 47 млн евро. И деньги надо будет возвращать.
Впрочем, задержки, в рамках программы «квоты под киль», увы, стали нормой. Как сообщил 19 октября прошлого года на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков, отставание при строительстве — от 6 месяцев до 2 лет, уточняет «Комсомольская правда».
За почти четыре года в рамках программы «квоты под киль» на отечественных верфях построили всего 5 судов, и ещё над 26 траулерами идёт работа. Капля в море, согласитесь. И всё потому, что верфи, набрав заказов на 172 млрд рублей, просто оказались не готовы к готовы к этой работе.
И это, на самом деле, только полбеды. Все как-то подзабыли, что суда надо не только строить, но и ремонтировать. И, оказалось, что делать это практически негде. Как сообщает издание, по данным Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса в России сегодня — это всего 30 предприятий, способных обеспечить не более 15% потребностей в судоремонте. Да и 80% этих заводов устарели физически и морально. В успешный ремонт на них верится с трудом. Значит, надо будет идти на зарубежные верфи?
Сейчас активно обсуждают новый этап программ инвестквот. Некоторые горячие головы не остудила даже авария на «Пелле»: они и дальше предлагают отдавать квоты под строительство больших суперсовременных судов на российских верфях. А может, стоит посмотреть немного в другую сторону – например, на создание современных перерабатывающих заводов на берегу. Под их строительство государство тоже выделяет квоты. Их возведено уже 22 из 25, и строятся они явно быстрее судов.